Воспитание благодарности. Как научить детей чувствовать ценность того, что есть?

0
55

Умение быть благодарным – показатель духовной, психологической зрелости человека. Это дает ему ощущение счастья и удовлетворения тем, что имеет, чего достиг. Каждый родитель хочет своему ребенку счастливой жизни. Получается, что благодарность – одна из ступенек на этом пути.

Современным детям в нашем многогранном материальном мире непросто научиться быть благодарными, но возможно. К этой цели родителям лучше идти конкретными, проверенными шагами.

Шаг 1. Учить отдавать

Когда в семье занятие благотворительностью – обычное дело, то ребенок познает процесс изнутри. Он на практике видит, что многие живут хуже, кто-то болеет, нуждается в помощи. Она может быть оказана добрым словом или реальными делами. Одно из них – сбор книг, одежды, игрушек для детей из приютов.

Стоит познакомить с популярным и востребованным движением – волонтерством. Показать на конкретных примерах важность безвозмездной отдачи и количество получаемой людьми радости.

Словесная игра «Что, если?» будет полезной. Почаще задавать вопросы:

— Что если не будет возможности пользоваться планшетом?

— Если бы нельзя было играть в футбол?

Их можно составить много, пусть будут реалистичными, но ответы заставят задуматься о ценности того, что ребенок имеет.

Шаг 2. Воспитывать хорошие манеры

Слова «спасибо», «пожалуйста», «благодарю» точно появятся в разговорной речи ребенка, если ими пользуется взрослое окружение и выражает признательность при каждом необходимом случае. Продавцу, водителю, официанту, дворнику – любому, кто сделал доброе дело.

Учить отвечать добром на любой знак внимания. Например, всем, пришедшим на день рождения, в ответ на подарок можно презентовать шоколадный батончик. Друг дал почитать интересную книгу, стоит пригласить в гости на торт или просмотр мультфильма. Это перерастет в хорошую привычку.

Шаг 3. Видеть пользу во всем и всегда

Важно беседовать с подрастающим поколением о том, что любая ситуация становится плохой или хорошей только от того, как мы к ней относимся, чему она может научить.

1. На улице сыро, дождь, гулять нельзя. Зато можно дома помочь родителям, заняться своим хобби, пригласить друга и поиграть в морской бой.

2. Приходиться стоять в длинной очереди в магазине. Действительно утомительно, но ведь в это время можно понаблюдать за людьми, помечтать, поговорить.

Шаг 4. Позитивные ритуалы

Ввести традицию — день начинать с хорошего настроя. Спрашивать у малыша чего он ждет сегодня, как будет реагировать, если что-то пойдет не так.

И заканчивать день беседой. Не надо ничего выдумывать, говорить искренне о простых вещах, даже если ничего глобального не произошло.

— Было хорошо, что светило солнышко? Тогда поблагодарим, что оно светило, было тепло и уютно.
— Сегодня получился рисунок? Поблагодари себя за старание и умение.

Шаг 5. Обходиться малым

Удовлетворяя любую прихоть ребенка, родители провоцируют его на вседозволенность. А умение организовать в семье процесс отказа от элементов роскоши, удобства (планшета, телевизора, микроволновой печи, велосипеда, …) тренирует навык обходиться тем, что есть и ценить это.

Благодарность не возникает на пустом месте и в один миг. Это трудоемкая и творческая работа день за днем, как и сам процесс воспитания. Познав такое прекрасное чувство, ребенок откроет для себя большие возможности. Научится сопереживать, познает ценность заботы, сформирует оптимистичный взгляд на жизнь.

И однажды поблагодарит за это родителей.

Сайт-источник: образовательный портал