Диагностика аутизма у детей: ADI-R и ADOS

0
264

Расстройства аутистического спектра (РАС) или аутизм — это комплексное психическое расстройство, которое выражается в нарушениях при социальном взаимодействии и общении, а также в стереотипном поведении человека. Возможны проявления различных специфических состояний (как пример — чрезмерная сосредоточенность).

С помощью современных методов тестирования можно диагностировать РАС в раннем возрасте. На сегодняшний день ведущие инструменты диагностики аутизма — ADOS и ADI-R тестирования. Представленные методики являются международным «золотым стандартом» для выявления аутизма.

В статье кратко расскажем, что скрывается за каждым из этих методов.

ADI-R

ADI-R (Autism Diagnostic Interview-Revised) — это структурированное клиническое интервью, разработанное специально для диагностики аутизма и связанных с ним расстройств. Подходит для детей, уровень психического развития которых сопоставим с двухлетним возрастом.

Тест содержит 8 разделов (всего 93 вопроса) и фокусируется на трех моментах:

  • Качество социального взаимодействия,

  • Коммуникация и язык,

  • Интересы и особенности поведение.

Интервью проводится с родителями или опекунами ребенка и по времени занимает 1,5-2 часа. В ходе беседы специалист задает ряд вопросов о поведении ребенка в разные периоды его жизни. Вопросы могут быть как общие, так и конкретные. Например, у родителей уточняют детали коммуникативного поведения ребенка, акцентируя внимание на определенных моментах, например, указание пальцем, кивки и прочее. Такой подход позволяет выявить особенности поведения, характерные для РАС, даже если они не проявляются в настоящее время, но присутствовали ранее.

ADOS

ADOS (Autism Diagnostic Observation Schedule) представляет собой унифицированный и систематический способ выявления РАС. Этот метод основан на оценке коммуникативных навыков, социального взаимодействия, игровой активности и способности к воображению у людей разного возраста, начиная от полутора лет. Наблюдения осуществляются в строго контролируемых условиях, и только квалифицированными специалистами.

ADOS разделен на четыре модуля, адаптированных для разных возрастных групп и уровней развития. Каждый модуль включает в себя ряд задач, которые маленький пациент должен выполнить. Например, ребенку может быть предложено упорядочить ряд изображений в определенном порядке. Задача специалиста – наблюдать за процессом и оценивать реакции на преодоления препятствий, которые намеренно присутствуют в заданиях.

Прохождение каждого модуля занимает около 40 минут. Однако специалист в первую очередь ориентируются на возможности ребенка пройти то или иное задание, поэтому схема тестирования индивидуальна в каждом отдельном случае. Присутствие родителей во время теста возможно, но в целом нежелательно — важно понять, как ребенок справляется самостоятельно.

 

Помните, что ADI-R и ADOS хоть и являются по отдельности ведущими инструментами в диагностике аутизма, они не дадут 100% ответа — необходим комплексный подход. Только совокупность различных методов исследования позволяет диагностировать РАС и разработать индивидуальные программы коррекции.