Дислексия – специфическое расстройство высшей психической деятельности, при котором ребенок не способен точно и полноценно воспринимать информацию, поданную в напечатанном или написанном виде. Такая патология встречается у 5–10% ребят младшего школьного возраста, зачастую сопровождается другими типами нарушений (дисграфией, алалилей и т.д.).
Описание расстройства
Дислексия проявляется, в первую очередь, определенными трудностями при распознавании печатного текста. Дети с таким нарушением могут не понимать смысла прочитанного, терять буквы, слоги и целые слова в предложении, менять местами похожие графически символы или заменять их схожими по звучанию элементами.
Нередко дислексия у школьников сочетается с легкой дисграфией, при которой ученики не могут записывать текст под диктовку, не справляются с аудированием.
Причины дислексии у детей
Выделяют две группы факторов, способных прямо или опосредованно спровоцировать развитие патологии: социальные и биологические. В разряд биологических входят состояния, при которых у ребенка нарушаются неврологические и нейробиологические функции. К ним относятся:
- гипоксия (кислородное голодание головного мозга) во время внутриутробного развития, в процессе прохождения по родовым путям;
- токсическое воздействие на плод различными веществ, в частности, алкоголя, наркотических средств, сильных медикаментозных препаратов, а также химикатов, отравляющих газов, природных ядов и т.д.;
- инфекционные заболевания, перенесенные ребенком во время перинатального периода или в первые годы жизни и затрагивающие ЦНС или головной мозг (энцефалит, гидроцефалия, ветряная оспа, менингит, бруцеллез и т.д.);
- черепно-мозговые травмы;
- инфекционные заболевания, негативно воздействующие на работу головного мозга и психическую деятельность;
- системные психические расстройства;
- недостаточное развитие мелкой моторики у детей;
- длительные, изнуряющие организм болезни и врожденные синдромы;
- наследственная предрасположенность.
В некоторых случаях причиной расстройства чтения и письма становится употребление серьезных медикаментозных препаратов без причины, в неправильной дозировке, что часто наблюдается при попытках родительского самолечения.
К социальным факторам, способным спровоцировать нарушение, относятся:
- недостаток речевого общения, когда малыш длительное время проводит молча, в одиночестве, не имеет доступа к фильмам, музыкальным композициям и мультикам;
- билингвизм – общение ближайших родственников ребенка на двух и более языках;
- использование взрослыми в разговоре большого количества сокращений, жаргонных слов, уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- постоянное сюсюканье с детьми со стороны взрослых;
- длительная разлука с матерью по вынужденным обстоятельствам;
- потеря близких людей, питомцев;
- стрессовые факторы: переезд, переход в другое общеобразовательное учреждение, тяжелые жизненные испытания;
- нестабильная эмоциональная обстановка в семье, например, если родители являются алкоголе- или наркозависимыми, часто скандалят, занимаются рукоприкладством, физически наказывают детей и т.п.
Чаще развиваются нарушения психической деятельности у ребят, которые вынуждены принимать на себя слишком большой для юного возраста груз ответственности, решать взрослые проблемы. Также в группе риска школьники, родители которых в попытке всесторонне развить ребенка слишком загружают его разнообразными дополнительными занятиями, творческими кружками и спортивными тренировками.
Признаки дислексии у детей
Клинические симптомы расстройства чтения могут отличаться у разных детей в зависимости от имеющегося типа нарушений. Общими для дислексии признаками являются:
- маленький словарный запас;
- трудности с пониманием и запоминанием прочитанной информации;
- произвольное изменение порядка букв, слогов, членов предложения, а также числительных при чтении;
- путаница между схожими по написанию символами;
- общение со взрослыми и другими детьми короткими предложениями с использованием одних и тех же слов;
- неверное употребление окончаний, падежей, глагольных форм;
- обилие грамматических и орфографических ошибок, повторяющихся раз за разом;
- неправильное использование в устной и письменной речи родов.
Одним из заметных симптомов дислексии является постоянное соскакивание со строчки при чтении, при этом ребенок не запоминает, где он остановился, и с трудом находит заново незаконченное предложение. Другим характерным признаком становится затрудненное восприятие разговорной речи, из-за чего ребята с дислексией часто переспрашивают, просят повторить ранее сказанное, не могут долго слушать устную речь, теряя нить повествования.