Причины и признаки дислексии у детей

0
279

Дислексия – специфическое расстройство высшей психической деятельности, при котором ребенок не способен точно и полноценно воспринимать информацию, поданную в напечатанном или написанном виде. Такая патология встречается у 5–10% ребят младшего школьного возраста, зачастую сопровождается другими типами нарушений (дисграфией, алалилей и т.д.).

Описание расстройства

Дислексия проявляется, в первую очередь, определенными трудностями при распознавании печатного текста. Дети с таким нарушением могут не понимать смысла прочитанного, терять буквы, слоги и целые слова в предложении, менять местами похожие графически символы или заменять их схожими по звучанию элементами.

Нередко дислексия у школьников сочетается с легкой дисграфией, при которой ученики не могут записывать текст под диктовку, не справляются с аудированием.

Причины дислексии у детей

Выделяют две группы факторов, способных прямо или опосредованно спровоцировать развитие патологии: социальные и биологические. В разряд биологических входят состояния, при которых у ребенка нарушаются неврологические и нейробиологические функции. К ним относятся:

  • гипоксия (кислородное голодание головного мозга) во время внутриутробного развития, в процессе прохождения по родовым путям;
  • токсическое воздействие на плод различными веществ, в частности, алкоголя, наркотических средств, сильных медикаментозных препаратов, а также химикатов, отравляющих газов, природных ядов и т.д.;
  • инфекционные заболевания, перенесенные ребенком во время перинатального периода или в первые годы жизни и затрагивающие ЦНС или головной мозг (энцефалит, гидроцефалия, ветряная оспа, менингит, бруцеллез и т.д.);
  • черепно-мозговые травмы;
  • инфекционные заболевания, негативно воздействующие на работу головного мозга и психическую деятельность;
  • системные психические расстройства;
  • недостаточное развитие мелкой моторики у детей;
  • длительные, изнуряющие организм болезни и врожденные синдромы;
  • наследственная предрасположенность.

В некоторых случаях причиной расстройства чтения и письма становится употребление серьезных медикаментозных препаратов без причины, в неправильной дозировке, что часто наблюдается при попытках родительского самолечения.

К социальным факторам, способным спровоцировать нарушение, относятся:

  • недостаток речевого общения, когда малыш длительное время проводит молча, в одиночестве, не имеет доступа к фильмам, музыкальным композициям и мультикам;
  • билингвизм – общение ближайших родственников ребенка на двух и более языках;
  • использование взрослыми в разговоре большого количества сокращений, жаргонных слов, уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • постоянное сюсюканье с детьми со стороны взрослых;
  • длительная разлука с матерью по вынужденным обстоятельствам;
  • потеря близких людей, питомцев;
  • стрессовые факторы: переезд, переход в другое общеобразовательное учреждение, тяжелые жизненные испытания;
  • нестабильная эмоциональная обстановка в семье, например, если родители являются алкоголе- или наркозависимыми, часто скандалят, занимаются рукоприкладством, физически наказывают детей и т.п.

Чаще развиваются нарушения психической деятельности у ребят, которые вынуждены принимать на себя слишком большой для юного возраста груз ответственности, решать взрослые проблемы. Также в группе риска школьники, родители которых в попытке всесторонне развить ребенка слишком загружают его разнообразными дополнительными занятиями, творческими кружками и спортивными тренировками.

Признаки дислексии у детей

Клинические симптомы расстройства чтения могут отличаться у разных детей в зависимости от имеющегося типа нарушений. Общими для дислексии признаками являются:

  • маленький словарный запас;
  • трудности с пониманием и запоминанием прочитанной информации;
  • произвольное изменение порядка букв, слогов, членов предложения, а также числительных при чтении;
  • путаница между схожими по написанию символами;
  • общение со взрослыми и другими детьми короткими предложениями с использованием одних и тех же слов;
  • неверное употребление окончаний, падежей, глагольных форм;
  • обилие грамматических и орфографических ошибок, повторяющихся раз за разом;
  • неправильное использование в устной и письменной речи родов.

Одним из заметных симптомов дислексии является постоянное соскакивание со строчки при чтении, при этом ребенок не запоминает, где он остановился, и с трудом находит заново незаконченное предложение. Другим характерным признаком становится затрудненное восприятие разговорной речи, из-за чего ребята с дислексией часто переспрашивают, просят повторить ранее сказанное, не могут долго слушать устную речь, теряя нить повествования.