«Лучше ведь мечтать, чем жить… Намечтать можно все самое желанное, а жить как бы и скучно…»
(из сценария Р. Хамдамова «Анна Карамазофф»)
Подходили к окончанию съемки фильма Рустама Хамдамова, где французская кинозвезда Жанна Моро исполняет главную роль. Роль Женщины — немолодой, благородной, о которой мы почти ничего не знаем. Даже имени ее не знаем. Вернувшись в родной город в послевоенные годы с далекого Севера, где пребывала не по своей воле, Женщина понимает, что потеряла все, что было дорого: близких, дом, средства к существованию. Ради таких же, как и она, обездоленных героиня фильма решается пойти на преступление — убить своего обидчика.
…Она шла навстречу мне. Поднятая вуаль на черной шляпке уже не мешала рассмотреть удивительные, бархатисто-карие, молодые глаза. Уголками немного грустных выразительных губ знаменитая актриса улыбалась мне. Казалось, время остановилось.
Успела я как раз вовремя. Шли последние часы пребывания «божественной Моро» на «Мосфильме». Так что у меня была уникальная возможность понаблюдать за «живым мифом» французского кино в рабочей обстановке. В костюмах и декорациях, рожденных фантазией не менее удивительного и загадочного художника Рустама Хамдамова.
Загадка таланта Жанны Моро на протяжении вот уже тридцати лет волнует зрителей и критиков. Она — из любимых актрис режиссеров французской «новой волны». Дружила с Жаном Кокто, Орсоном Уэллсом, Пьером Карденом. Луи Маль, Питер Брук, Микеланджело Антониони, Франсуа Трюффо, Луис Бюнюэль, Райнер-Вернер Фасбиндер — все мечтали работать с ней. А вот теперь согласилась сниматься у почти никому не известного режиссера и уверена, что они с Хамдамовым делают выдающийся фильм. Ведь Хамдамов, чье имя окутано легендами и домыслами, заставил о себе говорить еще в 1967-м, после вгиковского диплома — короткометражной ленты «В горах мое сердце». Однако в годы застоя его талант оказался никому не нужен. Годы вынужденного молчания Рустам Хамдамов провел в Грузии, Узбекистане, Италии. И всячески пытался помогать коллегам: его идеи нашли отражение в некоторых фильмах Андрея Тарковского, в сценариях Тонино Гуэрры (правда, сам Хамдамов говорить об этом не любит). А в том, что это творческий человек с удивительной фантазией, убеждаешься мгновенно, как только попадаешь на съемочную площадку к этому драматургу, графику, режиссеру, модельеру, декоратору. И ничего удивительного в том, что два таких ярких таланта, как Моро и Хамдамов, нашли друг друга.
Сама Жанна Моро объясняет свой шаг Просто: «Забудьте про мои амбиции, про то, что я знаменита, про мою прежнюю жизнь. Всегда я стремилась к тому, чтобы приобретать новый опыт, искала возможность жить как-нибудь по-новому. Помню первое впечатление от Хамдамова: он был совершенно мне не знаком, но я чувствовала к нему огромное доверие. Рустам всегда знает, чего хочет».
Будучи чрезвычайно популярной, многоликая Моро принципиально не считает себя «звездой» экрана. Она просто профессионал. Настоящий. Мягкая, женственная, кажущаяся незащищенной, Жанна Моро на съемочной площадке — олицетворение дисциплинированности и воли. Во время перерыва я слышала ее низкий, чуть простуженный голос, когда она, забыв об усталости, за небольшой перегородкой — «бастилией», выстроенной в павильоне по просьбе самой актрисы, распевала веселую песенку из фильма «Вива, Мария!», где снималась когда-то с Брижит Бардо. Лишь потом посетовала, сжавшись совсем по-детски на краешке дивана, что плохо выспалась из-за простуды. А через полчаса, подтянутая, элегантная, стояла перед камерой, лихо закуривая «беломори-ну» (которую после каждого дубля с отвращением гасила черной туфелькой о выщербленный пол). И, казалось, не обращала ни малейшего внимания на ревущий ветродуй, который колыхал бархатную штору за ее спиной и просифонивал всех насквозь.
Нам удалось немного поговорить с Моро (она называла советскую съемочную группу замечательными профессионалами), и я считала, что интервью закончено. Но во время репетиции актриса неожиданно подошла и предупредила, что в конце съемки хочет сказать мне еще парочку слов. Потом, уйдя в свою «бастилию» переодеваться, она долго не появлялась, и я подумала, что актриса забыла о своем намерении. В этот момент она и возникла рядом:
— Мое самое сильное впечатление о «Мосфильме» — ваши туалеты. Их состояние катастрофично! Впрочем, ничего невозможного в мире нет. С туалетами дело тоже поправимо, я думаю. Надо только захотеть их привести в нормальное состояние…
И я подумала еще об одной несыгранной роли многоликой Моро — роли… генерального директора «Мосфильма».
Что же касается «Анны Карамазофф», то здесь вместе с Ж. Моро мы увидим Е. Соловей, Н. Лебле, Т. Друбич, Н. Фатееву, П. Мамонова и многих других — в том числе и неизвестных доныне нам актеров. Оператор — Ю. Клименко.
Елена Караколева




























