Иран-Россия: двустороннее стратегическое партнерство или не оправдывающее ожиданий соглашение

0
79

Иран-Россия: двустороннее стратегическое партнерство или не оправдывающее ожиданий соглашение

В МиреИран-Россия: двустороннее стратегическое партнерство или не оправдывающее ожиданий соглашение
Добромир11.08.20200

Вслед за договором о сотрудничестве между Ираном и Китаем, темой дискуссии в экспертных кругах США стало всеобъемлющее долгосрочное соглашение между Тегераном и Москвой. Это событие никак нельзя назвать хорошей новостью для Белого дома и его стратегии «максимального давления» на Иран. Некоторые критики считают, что до заключения аналогичного соглашения с Китаем и переговоров о пролонгации 20-летнего контракта с Россией, сотрудничество Ирана с этими двумя странам было вполне сбалансированным, и логично было бы, если в таком контракте вообще есть необходимость, чтобы он был заключен на два или три года.

Естественно, продление действия этого договора или его превращение в долгосрочное стратегическое соглашение вновь вызовет негативную реакцию со стороны Соединенных Штатов. Во всяком случае, именно так в Вашингтоне отреагировали на 25-летний договор о сотрудничестве между Ираном и Китаем. В сущности, Соединенные Штаты стремятся к политической и экономической изоляции Ирана. Поэтому одной из главных причин заключения этого соглашения, вероятно, является то, что именно американское давление заставило Иран пойти на сближение с Китаем и Россией. После того, как США ввели санкции против экспорта иранской нефти, Тегеран столкнулся с серьезными экономическими затруднениями и был вынужден искать поддержки у других стран, чтобы избежать масштабного кризиса.

Недавно посол Ирана в Москве Казем Джалали призвал Китай и Россию создать некое подобие антисанционного клуба с Ираном, чтобы противостоять давлению Вашингтона. Поясняя суть своей концепции, он заявил, что настало время для формирования коалиции стран, пострадавших от санкций, и что среди ее членов будет много мощных стран с развитой экономикой, таких как Россия, Китай и Иран.

Однако, некоторые аналитики утверждают, что в конечном итоге эта односторонняя внешняя политика будет связана с ограничениями для Ирана, которому всего пять лет назад удалось наладить отношения с Востоком и Западом посредством заключения ядерной сделки. Самый простой способ избежать санкций, по их мнению, это начало переговоров по обновлению соглашения о ядерной программе, но Иран, судя по всему, движется в противоположном направлении.

К числу наиболее важных целей, которые, по всей вероятности, преследуют Иран и Россия, относятся следующие.

  1. Предотвращение пролонгации санкций ООН на поставки вооружений

Россия является одной из стран, выступающих в ООН против запроса США о продлении эмбарго на поставки оружия Ирану, срок действия которого истекает в октябре нынешнего года. Представители правительства США пытались убедить другие страны ввести оружейное эмбарго в отношении Ирана, но пока их попытки были безуспешными. Посол Ирана в России заявил в интервью «Российской газете», что Иран заинтересован в покупке у Москвы новых вооружений «для повышения своего оборонного потенциала». «Продажа российского и китайского оружия Ирану после наступления установленного законом срока может быть экономически выгодной для Москвы и Пекина», – сказал он. Пока остается неясным, какое именно оружие предложат Ирану, если санкции не будут продлены. Однако, следует отметить, что возможность военных поставок рассматривается в настоящее время обеими сторонами.

  1. Ядерная сделка с Ираном

Пожалуй, самой важной проблемой, которую призвано решить продление соглашения между Ираном и Россией, является ядерная сделка. После выхода Соединенных Штатов из СВПД (совместного всеобъемлющего плана действий), условия для возобновления переговоров по достижению коллективного соглашения стали несколько сложнее. Между тем Россия и Китай, а также, в некоторой степени, объединенная Европа, проявили желание сохранить ядерную сделку 2015 года. Россияне, похоже, стремятся сохранить ее потому, что они знают — наилучшим возможным способом контролировать Иран и использовать иранскую карту для игры с США по вопросам региональных кризисов (Украина и Сирия) является именно ядерная сделка.

  1. Урегулирование сирийского кризиса

Сирийский кризис — это еще одна проблема для лидеров российской и иранской дипломатии, которая является одновременно предметом сотрудничества и разногласий между двумя сторонами. С одной стороны, победы, достигнутые в Сирии с помощью Ирана и России, пока помогают президенту Башару аль-Асаду удержаться у власти, но с другой, в будущем развитие сирийских событий с большой вероятностью может усилить разногласия между Ираном и Россией.

Похоже, что одним из важнейших вопросов переговоров о пролонгации договора является будущее Сирии и роль Ирана в этой стране. Дело в том, что Тегеран беспокоит перспектива лишиться масштабного присутствия в будущем политическом устройстве Сирии. Факты свидетельствуют о том, что Россия, Соединенные Штаты и Израиль достигли какого-то соглашения по Сирии и это указывает на стремление Ирана подчеркнуть свою роль наряду с Россией в готовящемся обновленном договоре. Опасения Тегерана заключаются в том, что если альянс между Россией, США, Израилем и Саудовской Аравией будет носить не краткосрочный, а долгосрочный характер, это приведет к определенной изоляции Ирана в регионе. Поэтому, прежде чем такие договоренности будут достигнуты, Иран начал работать над долгосрочным стратегическим соглашением с Москвой, в надежде сохранить поддержку России.

Следует отметить, что хотя Москва и настаивает на том, что начала свою военную кампанию в Сирии исключительно с целью борьбы с терроризмом, она пытается изменить режим и структуры безопасности страны, внедрив большое количество верных людей в командование сирийской армии. Одной из наиболее важных фигур в Сирии, которую продвигают в российских СМИ, является генерал Сухейль аль-Хасан, возглавляющий дивизию спецназначения «Тигр» в сирийской армии. Во многих аспектах именно этот человек считается идеальным кандидатом на роль будущего лидера страны с точки зрения интересов России. Вполне возможно, что Асад мог бы остаться у власти, изменив сирийскую экономику и структуры безопасности, но Россия знает, что сохранение власти Асада ей ни к чему, поскольку Европа не поддерживает проекты восстановления Сирии, пока Асад остается во главе страны.

Россия и Иран расходятся во мнении относительно будущего политического устройства Сирии, и Путин поддерживает Асада лишь до тех пор, пока интересы России соблюдаются, а в будущем он заинтересован в замене Асада человеком, который может не устраивать Иран.

Заключение

Итак, Россия, по всей видимости, обладает преимуществами в ходе заключения соглашения с Ираном по следующим причинам: 1 — сирийский кризис; 2 — противостояние американской односторонней политике; 3 — ядерное соглашение; 4 — покупка вооружений; преодоление нынешнего экономического кризиса; 5 — обеспокоенность Тегерана формированием альянса между Россией, США, Израилем и Саудовской Аравией; 6 — стремление Тегарана обеспечить долгосрочную поддержку России и Китая. С другой стороны, И Россия и Китай обеспокоены по поводу смещения внешней политики Ирана в сторону Запада, и поэтому, подписав с Тегераном долгосрочные соглашения, они смогут в определенной мере контролировать его.

Учитывая особые отношения между Россией и Израилем, это соглашение никак не повлияет на положение Иерусалима, поскольку Израиль — это красная линия Путина и едва ли этот вопрос вообще будет подниматься в предстоящей дискуссии о пролонгации договора. Помимо присутствия русских в Израиле и евреев в России, Путина и премьера Нетаньяху связывают теплые личные отношения, и Путин не допустит, чтобы российские граждане в Израиле оказались под угрозой. Израильские авиаудары по иранским объектам в Сирии, а также просьба России об уходе Ирана с Голанских высот вполне убедительно об этом свидетельствуют.

Что касается изменения мирового порядка, следует сказать, что и Россия и Китай стремятся изменить баланс сил и создать многополярный мир. Но самое главное состоит в том, что планы и взгляды России и Китая, а также Ирана, в отношении изменения баланса сил на международном уровне, существенно различаются, и каждый из союзников преследует прежде всего собственные интересы. Похоже, что стратегического альянса между Ираном, Россией и Китаем в долгосрочной перспективе не будет. Иран должен сначала получить возможность сформировать региональную коалицию, а затем добиваться своих целей на уровне международной системы. Россия с большей вероятностью присоединится к ориентированной на Соединенные Штаты саудовско-израильской региональной сети.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь